12 Января 2018

Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года»

Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года»

УКАЗ

                                                                                 ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Основ государственной политики

Российской Федерации в области защиты населения

и территорий от чрезвычайных ситуаций

на период до 2030 года

В целях реализации государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.

  1. 2.Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года.
    1. 3.Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

   Президент

Российской Федерации      В.Путин

Москва, Кремль 11 января 2018 года

№12


УТВЕРЖДЕНЫ

Указом Президента

Российской Федерации

от 11 января 2018 г. № 12

ОСНОВЫ

государственной политики Российской Федерации

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.

  1. 2.Государственная политика Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее -государственная политика в области защиты от чрезвычайных ситуаций) является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации и представляет собой совокупность мер, направленных на предупреждение или локализацию чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение угрозы жизни и здоровью граждан от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях и размеров ущерба от них.
  2. 3.Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.
  3. 4.Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые

акты    Российской    Федерации    в    области    защиты    населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

II. Оценка состояния и основные тенденции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  1. 5.Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и взаимодействие в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
  2. 6.Функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в условиях геополитической нестабильности и на фоне новых угроз национальной безопасности Российской Федерации, имеющих комплексный взаимосвязанный характер.
  3. 7.Основными угрозами, влияющими на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:

а) стихийные бедствия, в том числе вызванные глобальным
изменением климата, активизацией геофизических и космогенных
процессов;

б) техногенные аварии и катастрофы, в том числе вызванные
ухудшением состояния объектов инфраструктуры, а также возникшие
вследствие пожара или стихийного бедствия;

в) особо опасные инфекционные заболевания людей, животных
и растений, в том числе связанные с увеличением интенсивности
миграционных процессов и повышением уровня урбанизации.

  1. 8.Возникают новые угрозы для населения и территорий, вызванные негативным изменением окружающей среды, а также усложнением технологических процессов, что влечет за собой увеличение размеров ущерба в результате аварий.
  2. 9.В настоящее время в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся следующие мероприятия:

а) совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


б) обеспечение необходимого уровня готовности систем
управления, связи, информирования и оповещения, а также сил и
средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

в) осуществление государственного надзора в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера с применением риск-ориентированного
подхода;

г) проведение мониторинга и анализа рисков природного,
техногенного и иного характера и противодействие им;

д) осуществление превентивных мер по снижению риска
возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранению здоровья
граждан, уменьшению размеров ущерба окружающей среде
и материальных потерь в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций;

е) реализация планов действий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

ж) совершенствование подготовки населения по вопросам
культуры безопасности жизнедеятельности;

з) развитие системы мониторинга, лабораторного контроля
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

и) повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, обеспечение устойчивости их функционирования в чрезвычайных ситуациях;

к) развитие систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

л) совершенствование информационного взаимодействия экстренных оперативных служб в целях повышения эффективности мероприятий по оказанию необходимой помощи населению.

10. Сохранение существующих и риск появления новых вызовов
и угроз в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций требуют дальнейшего развития и
совершенствования         единой         государственной         системы

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем на основе современных подходов.


11. Основными тенденциями в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

а) обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций в
качестве приоритетной задачи функционирования единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;

б) совершенствование способов управления рисками в
чрезвычайных ситуациях с учетом вызовов и угроз национальной
безопасности Российской Федерации;

в) развитие функциональных и территориальных подсистем
единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на основе внедрения новых механизмов
управления рисками в чрезвычайных ситуациях и снижения размеров
ущерба в случае их возникновения;

г) совершенствование функционирования комплексных систем
обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

д) повышение роли общественных объединений и других
некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

III. Цель, задачи и приоритетные направления государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций

  1. 12.Целью государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, а также приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях.
  2. 13.Задачами государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ее приоритетными направлениями при их решении являются:

а) совершенствование деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:

повышение эффективности управления рисками в чрезвычайных ситуациях с учетом современных угроз природного, техногенного и иного характера;


совершенствование структуры органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их материально-технического оснащения, а также обеспечение необходимого уровня готовности и эффективности деятельности таких органов и сил;

развитие систем раннего обнаружения быстроразвивающихся опасных природных явлений и процессов;

применение систем дистанционного мониторинга чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием космических аппаратов;

повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в чрезвычайных ситуациях;

совершенствование организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций с использованием современных методик и технических средств обучения;

развитие систем информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;

б) внедрение комплексных систем обеспечения безопасности
жизнедеятельности населения, предусматривающее в том числе:

совершенствование организационного, технического и методического обеспечения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

использование        современных        технических        систем

предупреждения, информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;

разработку и реализацию механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов;

включение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствующие государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы;

в) повышение уровня защиты населения от чрезвычайных
ситуаций и внедрение современных технологий и методов при
проведении аварийно-спасательных работ, предусматривающие в том
числе:

развитие авиационно-спасательных технологий, повышение эффективности тушения природных и техногенных пожаров;


создание робототехнических комплексов, способных выполнять функции разведки, обнаружения источников опасности, их локализации и ликвидации, в том числе при проведении подводных работ особого (специального) назначения;

разработку и внедрение инновационных технологий в области раннего обнаружения источников чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного информирования и оповещения населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций;

внедрение современных средств индивидуальной и коллективной защиты, усовершенствованных технологий ведения аварийно-спасательных работ, новых методов организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций;

создание универсальных средств индивидуальной защиты облегченного типа, а также совершенствование порядка организации хранения средств индивидуальной защиты и обеспечения ими населения;

разработку и внедрение аварийно-спасательных инструментов различных принципов действия, адаптированных к условиям эксплуатации в местностях с неблагоприятными климатическими условиями;

г) привлечение общественных объединений и других
некоммерческих            организаций             к             деятельности

в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в том числе:

участие общественных объединений и других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и волонтеров (добровольцев) в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения в контексте реализации прав граждан и осуществления ими своих обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

внедрение новых методов пропагандистской, образовательной и информационной работы с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;


проведение массовых мероприятий (тренингов, лекций, встреч с гражданами и иных мероприятий) в целях формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;

д) внедрение риск-ориентированного подхода при организации
и осуществлении государственного надзора в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, предусматривающее в том числе:

отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска;

формирование перечней объектов государственного надзора в зависимости от присвоенных категорий риска и классов (категорий) опасности;

е)  совершенствование нормативно-правовой базы в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
предусматривающее в том числе:

формирование на федеральном, региональном и муниципальном уровнях единых подходов к мероприятиям по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, включенным в документы стратегического планирования;

разработку нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) развитие международного сотрудничества в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
предусматривающее в том числе:

совершенствование международной договорно-правовой базы в
области         чрезвычайного         гуманитарного         реагирования,

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

развитие взаимодействия с иностранными центрами управления в кризисных ситуациях;

реализацию Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015 - 2030 годы, принятой на Третьей Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий.


IV. Механизмы реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций

14. Механизмами реализации государственной политики в
области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

а) нормативно-правовое          и          нормативно-техническое
регулирование в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;

б) совместная        деятельность        федеральных        органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления
и организаций в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;

в) проведение мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций в комплексе с мероприятиями
по гражданской обороне;

г) включение мероприятий по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций в программные документы федеральных
органов исполнительной власти и государственных корпораций,
осуществляющих деятельность в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) привлечение граждан, общественных объединений и других
некоммерческих организаций к проведению мероприятий по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

15. Мониторинг и оценка текущего состояния защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются
Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий с участием федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в пределах их компетенции. Результаты таких
мониторинга и оценки отражаются в ежегодном государственном
докладе о состоянии защиты населения и территорий Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, подготовленном Министерством Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.


16. В целях предотвращения чрезвычайных ситуаций,
обеспечения оперативного реагирования на угрозы природного
и техногенного характера на всех уровнях единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций разрабатываются планы действий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

V. Показатели состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

17. Показателями состояния защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций являются:

а) показатели, включенные в перечень показателей состояния
национальной безопасности Российской Федерации;

б) показатели, включаемые в ежегодный государственный
доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.

18. Эффективность реализации государственной политики в
области защиты от чрезвычайных ситуаций оценивается по степени
достижения показателей состояния защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.

VI. Задачи, функции и порядок взаимодействия федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, органов местного самоуправления и

организаций при реализации государственной политики

в области защиты от чрезвычайных ситуаций

19. Правительство Российской Федерации определяет задачи,
функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных
органов исполнительной власти в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство
единой государственной системой предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в соответствии с полномочиями,
возложенными на него федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.


  1. 20.Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  2. 21.Основными задачами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

а) координация деятельности названных органов и организаций
в указанной области;

б) консолидация действий названных органов и организаций
в указанной области в рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

22.  Основными        функциями        федеральных        органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления
и организаций в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций являются:

а) разработка (участие в разработке) документов
стратегического планирования, других документов в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) разработка и реализация государственных, региональных
и муниципальных программ, обеспечивающих решение задач
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;

в) разработка и реализация на всех уровнях единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций планов действий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;

г) организация международного сотрудничества в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

23.  Взаимодействие федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации,            органов            местного            самоуправления
и организаций на всех уровнях единой государственной системы


предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций заключается в скоординированной и целенаправленной их деятельности.

VII. Ресурсное обеспечение мероприятий по реализации

государственной политики в области защиты

от чрезвычайных ситуаций

  1. 24.Финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматриваемых на выполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  2. 25.Основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

а) планирование при подготовке соответствующих бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации ассигнований
на выполнение мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;

б) создание запасов материальных ценностей (находящихся
в составе государственного материального резерва) для обеспечения
неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций;

в) создание резервов финансовых и материальных ресурсов
федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления для ликвидации
чрезвычайных ситуаций.

26. Успешная реализация государственной политики в области
защиты от чрезвычайных ситуаций призвана способствовать
достижению стратегических целей Российской Федерации в области
государственной и общественной безопасности.


27. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться в связи с изменением социально-экономической ситуации, а также характера угроз, которые могут возникнуть на территории Российской Федерации.


Реклама

Баннер
Баннер
.